Что нужно знать при решении вопроса замены АТС

В случае если в компании поднят вопрос о замене аналоговой АТС на что-то более современное, гибкое по любой из причин, то при принятии решения следует учесть:

  • вопросы интеграции с ВЭ
  • внешние линии к АТС
  • внутренние абоненты
  • собственно АТС

Вопросы интеграции с ВЭ

Т.к. основной корпоративной системой компании является КИС «Восточный экспресс», то при принятии решения о новой АТС требуется учитывать возможность интеграции АТС и ВЭ.
В настоящий момент реализована и активно развивается интеграция с софтовой АТС Asterisk (и её производными FreePBX, Elastix). Реализованы методы позвонить, отображение информации о входящем звонке с действиями по переводу звонков, созданием обращений и прочему. Так же реализуется массовая обзвонка по спискам: «слепая» (для определения существования номера) и «зрячая» с участием оператора. Реализована возможность указания конкретной внешней линии для исходящего звонка.
Все эти возможности есть или реализуются именно для Asterisk (через протокол AMI) как наиболее распространённой бесплатной АТС для применения в офисах. При принятии решения крайне желательно выбирать Asterisk версии не ниже 11-ой (желательно 13-ая версия Asterisk).

Внешние линии к АТС

Вариантов подключения внешних линий несколько:

  1. использование проводных линий. Данный вариант хорош в том случае если эти линии уже есть (чаще всего) и когда их не так много (например, до 16-ти). Для этого новая АТС должна обладать должным числом FXO портов (по числу линий). FXO порты могут быть как встроенными в АТС, так и отдельными аппаратными шлюзами.
  2. использование потока E1 вместо аналоговых линий. Вариант подходит если телефонный оператор может предложить такую возможность. Это более современно и гибко, т.к. можно использовать единый номер телефона и много линий к нему, можно расширять число линий при необходимости. Поток E1 позволяет принимать 30 одновременных звонков. Плата потока E1 может быть встроена в АТС или
  3. использование протокола SIP. Если текущий телефонный оператор не готов Вам предоставить такую техническую возможность (очень мало кто это делает), то рассматривать вариант можно только с учётом ПОТЕРИ текущих номеров и приобретения новых у другого оператора. Если техническая возможность есть, то это будет наилучший вариант и наименее затратный.
  4. теоретически возможен вариант когда текущие провода приходят в старую АТС, в которую добавляют плату потока E1 и через неё соединяют цифровую АТС. Но мы же хотим замену АТС? И я сомневаюсь что в старую АТС найдётся недорогая плата E1.

Наиболее реальным я вижу варианты «1» и, возможно, «2». Но перед принятием решения по АТС нужно выяснить возможности и определиться.

Внутренние абоненты

Т.к. АТС станет не аналоговой, а цифровой, то встаёт вопрос абонентских аппаратов, который в настоящий момент аналоговые.
Можно рассматривать варианты:

  1. использования софтовых SIP клиентов (программа на компьютере). Для некоторых сотрудников это может быть приемлемым решением (например, телемаркетологи).
  2. использование аппаратного SIP телефона. Например, такой: https://market.yandex.ru/product/12429630 Разнообразие их сейчас велико (как и разнообразие стоимости). Недостаток: отсутствие мобильности и сравнимая стоимость со следующим вариантом.
  3. использование SIP-DECT трубок. Например, трубка: http://ivanovo.onno.ru/ru/witem/95297/ Самый приемлемый вариант замены существующих аппаратов, который используется и в нашем и других РИЦ. Вариант можно применять для сотрудников, кому важна мобильность по офису, почему-то не подходит программный клиент. Для руководства есть более симпатичные и, соответственно, дорогие решения. Дополнительной особенностью этого варианта является возможность подключения одно трубки одновременно и к новой АТС (цифровой) и старой аналоговой. Т.е. один аппарат на два номера, две АТС.
  4. использование FXS шлюзов для подключения к уже имеющимся телефонным аппаратам. Стоимость этих шлюзов будет не сильно меньше, чем приобретение новой SIP-DECT трубки. Но как вариант можно рассматривать.

Считаю что наиболее разумным выбор вариантов «1» и «3» для разных категорий сотрудников. Для определения затрат необходимо определить их количество (второй категории).

АТС

Основные варианты (не все):

"Железная" АТС на базе Asterisk

Использование «железной» АТС, внутри которой находится Asterisk. Мы столкнулись с этим вариантом в одном из РИЦ. Лично мне он очень понравился, т.к. позволяет путём приобретения и настройки «железки» решить задачу и АТС, и интеграции с ВЭ.
Предлагаю рассмотреть варианты (ссылки на конкретные магазины только для примера):

Этот вариант АТС позволит подключить питание к железке, воткнуть часть или все внешние линии (провода, вариант «2а») и сделать настройки с помощью Web браузера. Все вкусности (запись разговоров, голосовые меню, очереди звонков и прочее доступны к настройке).

Оплата АТС происходит разово и не требует ежемесячной оплаты. Добавление новых пользователей не требует большой квалификации сотрудника. Первоначальное конфигурирование требует некоторого представления о базовых принципах телефонии (транки, очереди, экстеншены), все настройки делаются через web-браузер.

Бесплатная (или платная) софтовая АТС на базе компьютера

Использование софтовой АТС на базе компьютера позволяет сэкономить на приобретении АТС (если уже есть компьютер), но заставляет решить задачи:

  • внешние линии. Для того чтобы завести их на АТС потребуется или плата потока E1 (если возможен такой вариант), или один или несколько шлюзов с нужным числом портов FXO.
  • потребуется чуть более квалифицированный сотрудник для установки, настройки Asterisk/FreePBX

Данный вариант имеет смысл выбрать если нужный сотрудник уже есть в организации, если число внешних линий таково, что сложно подобрать готовую АТС из предыдущего пункта.

АТС не основанная на Asterisk

При выборе платной АТС, отличной от Asterisk придётся отдельно решать вопрос интеграции с ВЭ.

Облачная АТС

В этом случае придётся решать вопросы:

  • внешние линии. Либо это новые городские номера (есть ли облачные АТС, которые предоставят номера в Вашем городе?), либо оцифровка (шлюзы) имеющихся.
  • надёжность интернет канала, его резервирование. При проблемах с интернетом Вы разом лишаетесь и телефонии.
  • пока нет интеграции с ВЭ. Она зависит от выбранного облачного сервиса и времени на реализацию.
  • требует ежемесячной оплаты, которая совсем быстро превысит стоимость варианта «а»

С точки зрения настройки и сопровождения, требований к специалисту вариант не сильно отличается от варианта использования «железной» АТС на базе Asterisk.

Итого

Наиболее экономически эффективным и перспективным будет выбор:

  1. использование существующих внешних проводных линий.
    • если Вы планируете в ближайшее время их расширять или использовать многоканальность, то стоит рассмотреть вариант потока E1 при технической возможности оператора
    • если линий достаточно много и нет возможности перевести их на E1, то подобрать шлюзы с нужным числом портов FXO и завести их через SIP на АТС
  2. использование «железной» АТС со встроенным Asterisk и администрированием через web-браузер. К ней потребуется вместительная флешка или винчестер для хранения записей разговоров
  3. использование программных SIP-телефонов и приобретение должного числа SIP-DECT телефонов.

Просчитать затраты на приобретение такого варианта не должно вызвать сложностей.

Последовательность действий при замене АТС

  1. приобретается АТС
  2. выбирается одна внешняя линия для тестирования (наименее востребованная). Включается в новую АТС
  3. в качестве абонентских устройств приобретается один SIP-DECT аппарат (можно настроить его и для новой и для старой АТС) и устанавливается один программный SIP клиент
  4. конфигурируется, тестируются
  5. принимается решение о приобретении таких же или других SIP-DECT аппаратов для сотрудников. Настраиваются на обе АТС временно.
  6. принимается решение о переходе на новую АТС, внешние линии втыкаются в новую АТС, отключается старая АТС.
Войти